Развитие мыслительной активности младших школьников
Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школь¬ников.
Канд. психол. наук АКИМОВА Маргарита Константиновна канд. психол. наук КОЗЛОВА Валентина Тихоновна.
Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школь-ников. Пособие для учителей, школьных психологов и родителей. Обнинск. Изд-во «Принтер». Н—89(03).
Упражнения, представленные в пособии, направлены на формиро-вание основных мыслительных действий у учащихся 2—5 классов (обоб-щение, абстрагирование, анализ, сравнение, выделение существенных признаков и определение понятий). Пособие предназначено для практических психологов, учителей и родителей.
Обнинский городской психолого-физиологический центр «Детство», 1993.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие адресовано практическим психо¬логам, учителям и родителям, заинтересованным в разви¬тии у детей основных мыслительных действий. Главное внимание уделено обучению таким важным мыслитель¬ным операциям, как обобщение и ограничение, анализ и сравнение, выделение существенных признаков и опреде¬ление понятий. Психологические исследования показывают, что несформированность полноценной мыслительной деятельно¬сти приводит к фрагментарности, поверхносности, а зача¬стую и к ошибочности знаний. Дети с недостаточной сформированностью мыслитель¬ных навыков уже с первого класса могут испытывать труд¬ности в обучении, все больше отставать от своих сверст¬ников. Это приводит к снижению самооценки детей, кон¬фликтам с учителями и родителями. Задача взрослых состоит в том, чтобы как можно раньше познакомить младших школьников с техникой умственной работы, уп¬ражнять их в сознательном овладении приемами мысли¬тельных действий. Вместе с тем следует отметить, что иногда учебные требования не соответствуют некоторым возрастным осо¬бенностям учащихся начальной школы. Трудности обоб¬щения и абстрагирования, анализа и сравнения, выделе¬ния существенного и классификации, свойственные де¬тям младшего школьного возраста, отражаются на эффек¬тивности обучения, проявляются в учебных перегрузках и потере интереса к учению. Приведенные в сборнике задания разработаны на ма¬териале как школьных, так и житейских понятий. В по¬собии предлагаются способы использования каждого ти¬па заданий. Однако учитель вправе подходить к коррекционно-развивающей работе творчески, с учетом индиви¬дуальности отдельных учащихся и особенностей конкрет¬ного класса. Задания могут выполняться с детьми как индивиду¬ально, так и в группе. Основные задачи взрослого — сти¬мулирование интереса к занятиям, объяснение правил вы¬полнения заданий, а также оказание необходимой помо¬щи и организация совместной деятельности детей. Если работа осуществляется с целым классом, то вна¬чале проводится пробное фронтальное собеседование-об¬следование (в течение одного урока)*. (* Эта форма работы предложена и апробирована заведующей экспе¬риментальной психолого-педагогической лабораторией гимназии г. Вол¬гограда, канд. психол. наук В. В. Шмидт.) Оно состоит в том, что учитель, объяснив правила выполнения нескольких первых типов заданий, проверяет на отдельных примерах, насколько объяснения усвоены каждым из учащихся. За¬тем весь класс разбивается на три группы: 1) быстро ус-воившие объяснения; 2) не сразу понявшие объяснения; 3) не усвоившие или плохо усвоившие объяснения. Даль¬нейшая работа строится с каждой группой учащихся в от¬дельности. Учащиеся в каждой группе работают попарно, соревнуясь друг с другом, а также обсуждая решение от¬дельных задач между собой и с учителем. Правильный ответ, а также быстрое решение каждого типа заданий вознаграждается яркими фишками. На каждом из занятий учащимся предлагается не бо¬лее 5—7 задач (одного типа). Если следующее занятие продолжает уже начатый тип задания, то оно начинается с повторения инструкции. Проговаривание правильных решений, самого процес¬са решения, пояснения, касающиеся причин, из-за кото¬рых ответ признается правильным — все это должно про¬исходить неторопливо, в темпе, удобном для учащихся. Следует добиваться того, чтобы для каждого ребенка ста¬ли абсолютно ясными и полностью осознаваемыми те ум-ственные действия, которые он выполняет. Закончив выполнение каждого типа заданий, можно предложить детям самостоятельно придумать несколько подобных заданий (возможно, дома).
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Вокруг нас существует много всяких вещей, происхо¬дят разные события, живут люди. Мы думаем об окру¬жающем нас мире, или, как говорят, «мы мыслим». Для того, чтобы думать и рассказывать о наших мыслях дру¬гим, мы пользуемся разными словами. Слова можно произносить и можно писать. Употреб¬ляя слова, мы понимаем друг друга. Почему мы пони¬маем? Потому что одни и те же слова обозначают одни и те же вещи или события, или качества вещей и событий, потому что за определенным словом стоит определенное содержание. Например, если я скажу яблоко, каждый поймет, каждый представит себе, что это такое, о каком фрукте идет речь. Если я скажу красный, каждому ясно, какой цвет обозначается этим словом. Все эти примеры показывают, что каждое слово что-то обозначает, имеет свое определенное значение. То, о чем мы говорим или думаем и что обозначается словами, называется понятиями (от слова «понимать»). Значит, понятие — это то, что мы понимаем, когда произ¬носим или пишем слово (или несколько слов). Например, понятием яблоко обозначаются все фрукты, обладающие определенными свойствами, а понятие вода — жидкость, имеющая определенные качества. Понятие может выражаться не одним, а несколькими словами. Предположим, ты сказал другу, что съел яблоко. И друг тебя понял. Но яблоки бывают разными. Одним и тем же словом, одним и тем же понятием ты обозначил целый класс (группу) яблок, куда вошли и большие и ма¬ленькие яблоки, красные и зеленые, сладкие и кислые, зрелые и не очень и т. д. Можно сказать, что понятие яб¬локо — очень общее, потому что оно обозначает много разных яблок. А если ты хочешь точнее рассказать другу о том, какое яблоко ты съел, ты можешь сказать красное яблоко. Крас¬ное яблоко — это выражение из двух слов, но им также обозначается понятие. В этом понятии отражаются не все яблоки, а только те, которые имеют красный цвет. Значит, понятие красное яблоко служит для обозначе¬ния меньшего числа яблок. Поэтому говорят, что оно не такое общее, как понятие яблоко. Если сравнить два по¬нятия — яблоко и красное яблоко, то яблоко — более об¬щее понятие (за ним стоит большая группа предметов-яблок), чем красное яблока Понятие яблоко включает в себя понятие красное яблоко так же, как группа яблок включает в себя среди прочих и красные яблоки. Понятие красное яблоко можно назвать частным, конкретным по-нятием, если сравнивать его с понятием яблоко. ЗАПОМНИ: если есть два понятия, относящиеся к од¬ному классу предметов или явлений, но одно из них общее, а другое — частное, то частное понятие всегда можно включить в общее, т. е. вместо частного понятия всегда можно использовать общее. Такая операция называется обобщением понятия. Например, группу красных яблок всегда можно назвать просто яблоками. Тем самым мы произведем операцию обобщения понятия красное яблоко. Другие примеры обобщения: ландыш — цветок, ка¬рась — рыба, стол — мебель, корова — животное, ситец — ткань, чайная ложка — ложка, письменный стол — стол. Итак, обобщить понятие — значит подобрать к нему бо¬лее общее понятие. Если мы скажем вместо красного яблока просто ябло¬ко, мы тем самым расширим, увеличим ту разновидность яблок, которую можно обозначить понятием. Чтобы тебе стало яснее, посмотри на рисунок. Понятие яблоко обо¬значается большим кружком; им объединяются разные яблоки. Понятие красное яблоко (заштрихованный кру¬жок) составляет часть понятия яблоко, им объединяются только яблоки красного цвета. Продолжим рассуждения дальше. Если мы скажем большое красное яблоко, то тем самым мы еще сильнее ог¬раничим то количество яблок, которое обозначаем дан¬ным понятием, потому что исключим из них маленькие и
школа, урок — средние по размеру красные яблоки. Значит, понятие боль¬шое красное яблоко — еще более частное, конкретное, чем понятие красное яблоко. Использовать вместо какого-то понятия более частное, узкое — значит ограничить данное понятие. Например, ог¬раничить понятие красное. яблоко — это употребить понятие большое красное яб¬локо, или понятие маленькое красное яб¬локо, или понятие испорченное красное яблоко и т. д. Другие примеры ограниче¬ния понятий: птица — чайка, животное — домашнее животное, учебное заведение математика. Таким образом, понятие можно обобщить (подобрать к нему более общее понятие) и ограничить (подобрать к нему частное, более узкое понятие). Сейчас ты попробу¬ешь выполнять задания, где от тебя потребуется устано¬вить, какие понятия являются более общими, широкими, а какие — более частными, узкими.
Задание 1 Я буду давать тебе по две карточки с понятиями (об¬щими и частными). Ты должен положить карточки перед собой так, чтобы слева располагалось общее понятие, а справа — частное. Если ты выполнил задание правильно, то линии, которые идут на обороте карточек, будут посте¬пенно сужаться слева направо. Так ты сможешь проверить правильность своих ответов — перевернуть карточки об¬ратной стороной и посмотреть, как идут линии на обороте. 1. Время года — осень 2. Насекомое — пчела 3. Сторона горизонта — север 4. Полезное ископаемое — песок 5. Топливо — уголь 6. Осадки — дождь 7. Водоем — озеро 8. Кустарник — малина 9. Океан — Тихий океан 10. Орган чувств — глаз 11. Планета — Земля 12. Звезда — Солнце 13. Ребенок — мальчик 14. Растение — дерево 15. Зерновая культура — пшеница 16. Число — дробь 17. Многоугольник — треугольник 18. Единица длины — метр 19. Единица времени — час 20. Математическое действие — сложение 21. Животное — волк 22. Прибор — компас 23. Пространство — равнина 24. Явление природы — таяние льда
Задание 2 Теперь тебе надо будет сделать то же самое, но уже с тремя карточками. Ты должен расположить их слева на¬право так, чтобы крайнее слева понятие было самым об¬щим, крайнее справа — самым частным, а расположенное посередине — промежуточным по общности (т. е. част¬ным по отношению к левому понятию и общим по отно¬шению к правому понятию). Проверить себя ты сможешь так же, как и при выполнении задания 1. 1. Полезное ископаемое — топливо — нефть 2. Осадки — дождь — ливень 3. Водоем — озеро — Байкал 4. Лесное растение — дерево — дуб 5. Водоем — река — Волга 6. Гриб — съедобный гриб — масленок 7. Животное — домашнее животное — корова 8. Птица — лесная птица — дятел 9. Трава — луговая трава — клевер 10. Водное пространство — океан — Атлантический океан 11. Небесное тело — планета — Земля 12. Природа — живая природа — растения 13. Человек — писатель — Чехов 14. Природа — неживая природа — камни 15. Книга — учебник — «Родная речь» 16. Многоугольник — прямоугольник — квадрат 17. Число — многозначное число — трехзначное число 18. Гриб — несъедобный гриб — мухомор 19. Дерево — хвойное дерево — ель 20. Одежда — зимняя одежда — шуба 21. Изменить — уменьшить —^ уменьшить в два раза 22. Действие — математическое действие — сложение 23. Природные богатства — лес — лиственный лес 24. Часть суши — материк — Африка
Задание 3 Сейчас тебе предстоит выполнить работу потруднее. Я буду давать тебе карточку с понятием и еще 5 карточек, из которых тебе нужно выбрать одну — такую, на которой написано более общее понятие по сравнению с понятием на первой карточке (правильность ответа можно прове¬рить, посмотрев на обратную сторону карточек — на пра¬вильно выбранной будет то же число, что и на основной карточке).
1. КОМПАС — прибор, стрелка, сторона горизонта, на¬правление, барометр 2. РАВНИНА — большое пространство, холм, поле, тра¬ва, река 3. ЛУНА — небесное тело, звезда, Земля, месяц, ночь 4. ЯЗЫК — орган чувств, расположен во рту, часть тела, вкус, разговор 5. ПОВЕСТЬ — литературное произведение, роман, история, писатель, придуманное 6. МАТЕМАТИКА — наука, урок, число, экзамен, ариф¬метика 7. РОЖЬ — зерновая культура, растет в поле, еда, ко¬лос, крупа 8. БЕРЕЗА — дерево, почка, белый ствол, лист, дрова 9. ВЕСНА — время года, солнечная погода, зима, отте¬пель, тает снег 10. НОЧЬ — время суток, темнота, день, сутки, когда спят 11. ОКУНЬ — рыба, мелкий, карась, еда, река 12. ЛОПАТА — инструмент, копает, садовая лопата, че¬ренок, грабли 13. ПОМИДОР — овощ, вкусный, красный, растет в ого¬роде, сочный 14. КУРИЦА — домашняя птица, несет яйца, петух, цып¬ленок, животное 15. СЛОЖЕНИЕ — математическое действие, арифме¬тика, сумма, число, плюс 16. КИЛОГРАММ — единица массы, грамм, центнер, вес, гиря 17. РАЗНОСТЬ — результат математического действия, уменьшаемое, число, сумма, вычитание 18. ДЕЛИТЕЛЬ — число, действие, делимое, счет, мате¬матика 10. КВАДРАТ — геометрическая фигура, действие, метр, математика, игрушка 20. УВЕЛИЧИТЬ — действие, уменьшить, большой, ум¬ножить, работа
После выполнения задания работу необходимо про¬должить и пояснить ребенку следующее: «Смотри, что по¬лучается. Ты к частному понятию подбирал более общее. Это, как мы уже говорили, называется обобщением поня¬тия. Обобщить понятие — значит найти к нему более общее. А с обобщения понятия начинается его определе¬ние. Когда тебя просят дать определение понятия, то ты, прежде всего, должен найти к нему более общее по¬нятие, которое включало бы в себя и твое понятие. Например, тебя просят определить, что такое стул. Стул от¬носится к мебели, является предметом мебели. Значит, первое, что ты должен сказать: стул — предмет мебели. Но это не все. Ведь предметов мебели много — стол, кро¬вать, шкаф, диван. Чем отличается стул от других предме¬тов мебели? Прежде всего, своей функцией, тем, для чего он предназначен — на нем сидят. Этот признак стула яв¬ляется существенным. Итак, стул можно определить как предмет мебели, предназначенный для того, чтобы на нем сидеть. Попробуй теперь дать определение понятиям, написан¬ным на основных карточках задания 3». Ответы могут быть даны как в письменной, так и в уст¬ной формах.
Задание 4 В предыдущих заданиях ты находил общие понятия к одному слову (более частному). А теперь попробуй при¬думать общие понятия не к одному, а к двум словам сразу. Это значит, что общее понятие будет обозначать и то, что называется первым словом, и то, что называется вторым словом. Например, если даны понятия рубашка и платье, то общим для них будет понятие одежда. Как выполнить это задание? Прежде всего, нужно сравнить понятия между собой и установить, чем они по¬хожи. Причем искать нужно сходные существенные при¬знаки понятий, которые позволяют объединить их в одну группу. Так в предыдущем примере как рубашка, так и платье — это те предметы, которые люди надевают на се¬бя и тем самым защищаются от холода. А этими качест¬вами обладает одежда. А теперь попробуй обобщить следующие пары понятий:
1. Окунь — карась (рыбы) 2. Метла — лопата (инструменты) 3. Лето — зима (времена года) 4. Июнь — июль (летние месяцы) 5. Нефть — торф (топливо, полезные ископае¬мые) 6. Собака — пчела (живые существа) 7. Трава — гриб (растения) 8. Нож — ложка (столовые приборы, предме¬ты, с помощью которых едят) 9. Дом — дача (здания, жилище) 10. Автомобиль — поезд (средства передвижения, транспорт) 11. Нога — рука (конечности) 12. Сапоги — туфли (обувь) 13. Пушкин — Лермонтов (русские поэты) 14. Конфета — торт (сладости, десерт) 15. Глаза — уши (органы чувств) 16. Природоведение — математика (учебные предметы) 17. Плюс — минус (математические знаки) 18. Уменьшаемое — вычитаемое (числа, с которыми выпол¬няется вычитание) 19. Точка — запятая (знаки препинания) 20. Дождь — снег (осадки) 21. Метр — сантиметр (меры длины, единицы длины) 22. Сумма — разность (результаты математических действий) 23. Скорость — время (характеристики движения) 24. Торф — уголь (топливо, полезные иско¬паемые) 25. Солнце — луна (небесные тела) 26. Повесть — рассказ (литературные произведения) 27. Делимое — делитель (числа, с которыми выпол¬няется деление) 28. Треугольник — пяти¬угольник (геометрические фигуры) 29. Сложение — вычитание (математические действия) 30. Пчела — жук (насекомые)
Задание 5* (* Правила игры взяты из книги Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей до-школьного возраста, М., 1989). А теперь поиграем в домино. Играть могут 2—4 челове¬ка. Каждый игрок получает по 5 карточек. Посмотрим, что это за карточки. На каждой карточке написаны два слова — одно слово представляет собой частное, конкрет¬ное понятие, т. е. понятие, обозначающее какой-то реаль¬ный объект. Например, треугольник, круг, море, Солнце и т. д. Другое слово на карточке обязательно представля¬ет собой обобщенное понятие. Например, геометрическая фигура, водоем, небесное тело. Обобщенные понятия под¬ходят для нескольких конкретных понятий одновремен¬но. Например, треугольник и круг можно назвать геомет¬рическими фигурами; море и реку — водоемами и т. д. На карточках даны конкретные и обобщенные понятия в разных сочетаниях. Правила игры состоят в следующем: все по очереди должны прикладывать карточки друг к другу одинаковы¬ми понятиями — как конкретными (понятиями из одной и той же группы), так и обобщенными. Например, если ряд карточек на столе имеет на концах понятия круг и зна¬ки препинания, то ты можешь из своих карточек выбрать такую, где будет написано квадрат (т. е. понятие, входя¬щее в ту же группу, что и круг; все понятия этой группы можно обозначить как геометрические фигуры). А можно приложить к этому же концу карточку, где на¬писано геометрическая фигура. К другому концу — знаки препинания — можно приложить карточку, где написано запятая, или точка, или названия других знаков препи¬нания. Если у тебя нет подходящей карточки, то ты должен брать карточки, оставшиеся на столе. Выигрывает тот, кто первый выложит все свои карточки.
ПРУД МАТЕРИК НЕФТЬ ОРГАН ЧУВСТВ НОС МАТЕРИК ВОСТОК ВРЕМЯ ГОДА УХО НЕБЕСНОЕ ТЕЛО АНТАРКТИДА ВРЕМЯ ГОДА ОСЕНЬ ВОДОЕМ ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА СТОРОНА ГОРИЗОНТА ЮГ НЕБЕСНОЕ ТЕЛО ЛУНА ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ВРЕМЯ ГОДА ЗАПАД ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ ЛЕТО ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ АФРИКА ВОДОЕМ ЗВЕЗДЫ ВРЕМЯ ГОДА ГЛАЗ ВОДОЕМ ЕВРАЗИЯ ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ РОТ СТОРОНА ГОРИЗОНТА УГОЛЬ МАТЕРИК АВСТРАЛИЯ НЕБЕСНОЕ ТЕЛО ВЕСНА СТОРОНА ГОРИЗОНТА ЗИМА МАТЕРИК МОРЕ СТОРОНА ГОРИЗОНТА ОЗЕРО ОРГАН ЧУВСТВ ОРГАН ЧУВСТВ ЗЕМЛЯ СОЛНЦЕ ВОДОЕМ СЕВЕР ОРГАН ЧУВСТВ РЕКА НЕБЕСНОЕ ТЕЛО
ПОЯСНЕНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Игра «Домино» ис¬пользуется для обучения школьников обобщению. Для этого изготавливают 28 карточек, на которых написаны 7 видов понятий (понятия-обобщения) по 8 понятий каждого вида. При этом для каждого вида даны 4 конкрет¬ных понятия и 4 обобщения. Например, 4 конкретных по¬нятия: треугольник, круг, квадрат, многоугольник и 4 ра¬за — понятие геометрическая фигура. Можно изготовить домино с понятиями из разных об¬ластей знаний, а также домино для каждой области зна¬ний. Например, домино, построенное на математическом содержании, может включить следующие 7 видов понятий: математические действия, геометрические фигуры, ариф-метические знаки, количество, меры длины, результаты математических действий, меры времени. В пособии приводится домино, построенное на поня¬тиях из природоведения: времена года, стороны горизон¬та, полезные ископаемые, материки, небесные тела, во¬доемы и органы чувств.
Задание 6 Теперь ты знаешь, что между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется об¬щим, родовым, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, видовым. Этот тип от¬ношений между понятиями называется род — вид. Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то предмет или вещь, или явление, а другое понятие обозначает часть этого предмета, вещи, явления. Например, понятие дерево обозначает нечто целое, а понятие корень — часть это¬го целого. Такие отношения называют отношениями це¬лое — часть. В следующих заданиях найди понятия, отношения между которыми обозначаются как целое — часть. (В некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов):
Задание 7 Между понятиями возможно и такое отношение, ког¬да оба они указывают на предметы, вещи, явления в чем-то сходные, одинаковые, принадлежащие к одной и той же группе. Эту группу можно назвать общим понятием. Например, ромашка и гвоздика, стол и стул, весна и зима. Эти пары понятий можно объединить одним, более общим понятием — цветы, мебель, времена года. Говорят, что такие понятия — это понятия одного порядка, они нахо¬дятся между собой в отношении рядоположности. В следующих заданиях найди понятия, которые нахо¬дятся в отношениях рядоположности:
1. Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача 2. Математика, число, сторона, квадрат, треугольник 3. Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра 4. Вес, время, грамм, минута, тонна 5. Делимое, деление, множитель, делитель, сумма 6. Ночь, сутки, темнота, солнце, день 7. Пеликан, пингвин, животное, волк, человек 8. Сумма, действие, математика, сложение, вычитание 9. Вода, река, рыба, водоем, озеро 10. Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет 11. Гора, земля, равнина, участок, география 12. Прибор, температура, градус, термометр, барометр 13. Ухо, лицо, человек, ученик, глаз 14. Точка, кавычки, предложение, слово, язык 15. Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, новелла 16. Северный полюс, Африка, карта, Антарктида, море¬плаватель 17. Растение, рис, хлеб, просо, поле 18. Песня, птица, клест, клетка, иволга 19. Песок, глина, керосин, строительство, полезные ис¬копаемые 20. Север, горизонт, восток, география, Индия
Задание 8 Бывает так, что понятия отражают какие-то явления одного порядка, но противоположные по смыслу. Напри¬мер, свет — тьма. Это отношения противоположности. В следующих заданиях подбери к данному понятию противоположное ему по смыслу:
1. Начало — 2. День — 3. Замерзание — 4. Твердый — 5. Легкий — 6. Жизнь — 7. Высокий — 8. Толстый — 9. Красивый — 10. Большой — 11. Отрицательный — 12. Увеличить — 13. Разделить — 14. Прибавить - 15. Горький — 16. Смех — 17. Любовь — 18. Сильный — 19. Молодость - 20. Храбрый —
Пояснение для учителя. Понятия, отпечатанные на кар¬точках, выдаются ребенку, который должен написать на листе ответов требуемые понятия. Возможно также, что¬бы учитель зачитывал понятия, а ребенок отвечал вслух или записывал ответ.
Задание 9 Между понятиями могут быть и такие отношения, ког¬да одно из них отражает какое-то событие, а другое ука¬зывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют следствием, потому что событие проис¬ходит вслед за причиной (следует за причиной). Напри¬мер, «шалость с огнем» может стать причиной пожара (по¬жар в этом случае — следствие шалости с огнем). Значит, два понятия «шалость с огнем» и «пожар» находятся меж¬ду собой в причинно-следственных отношениях. В следующих заданиях найди пары понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных отно¬шениях:
1. Образование льда, север, мороз, погода, снег 2. Осень, холод, дерево, листопад, время года 3. Время года, весна, деревья, лето, таяние льда 4. Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце 5. Радость, игра, плач, таблетка, боль 6. Радость, подарок, кукла, игра, дети 7. Вода, юг, море, волны, ветер 8. Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом 9. Дождь, вода, снег, солнце, лужа 10. Смех, слезы, горе, книга, телевизор
А теперь попробуй сам найти причину следующих со¬бытий:
1. Наводнение (разлив реки, таяние снега и т. д.) 2. Травма, перелом (падение...) 3. Гололед (мороз после дождя...) 4. Двойка (невыученный урок...) 5. Загар (солнце)
Теперь найди следствие: 1. Болезнь (лечение) 2. Укол (боль) 3. Праздник (радость) 4. Авария (травма, смерть...) 5. Оскорбление (обида, ссора)
Пояснение для учителя. Ответы учеников могут быть другими; главное, чтобы они удовлетворяли требованиям заданий, т. е. были причиной или следствием.
Задание 10 Иногда бывает так, что события следуют одно за дру¬гим, но не являются причиной и следствием друг друга. Например, вторник — среда. В таких случаях говорят, что понятия находятся в отношениях последовательности (т. к. события идут последовательно одно за другим). Подбери к следующим понятиям такие, которые на¬ходились бы с ними в отношениях последовательности:
1. Январь — 2. Первый — 3. Зима — 4. Завтрак — 5. 1993 — 6. Начало — (продолжение)
Задание 11 Напоследок познакомимся с типом отношений между понятиями, который встречается чаще всего. Этот тип от¬ношений называется функциональным. Так называют от¬ношения между понятиями, когда одно из них отража¬ет какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция — это то, для чего используется пред¬мет). Например, кошка — мяукание, осень — листопад, го¬ра — высота, нож — еда, дом — тепло. В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в функциональных отно¬шениях:
1. Чертеж (масштаб) 2. Озеро (глубина, рыба) 3. Пчела (мед, укус, полет) 4. Небо (луна, голубизна) 5. Число (цифра, математика) 6. Задача (решение, математика) 7. Прямоугольник (длина, ширина, площадь) 8. Движение (скорость, езда, автомобиль) 9. Умножение (множитель, произведение) 10. Деление (остаток, делимое, делитель) 11. Расстояние (измерение, длина) 12. Сказка (герой, рассказчик) 13. Зима (мороз, снег, каток) 14. Лето (каникулы, жара, купание) 15. Школа (урок, учитель, ученик, класс) 16. Поэт (стихи, книга) 17. Ученик (ранец, тетрадь, школа) 18. Картина (художник, краски) 19. Библиотека (читатель, каталог) 20. Стол (скатерть, настольная лампа, обед)
Примечание: Кроме понятий, приведенных в скобках, существует и много других правильных ответов.