К младшему школьному возрасту в возрастной психологии от¬носят период психического развития ребенка от 6-7 лет до 10-11 лет (1-4 классы школы). Границы этого возрастного диапазона весьма условны и зависят в первую очередь от готовности ребенка к школьному обучению. Примерно к возрасту 7 лет ребенок обладает всеми необходи¬мыми физическими и психическими предпосылками для того, чтобы стать школьником и овладеть новой для него учебной дея¬тельностью. У ребенка появляется целый ряд обязанностей и выполнение их оценивается учителем, другими людьми. Важным для ребенка становится не только овладение си¬стемой начальных научных знаний, но и овладение умением учиться. В процессе овладения учебной деятельностью психичес¬кие процессы у младшего школьника становятся все более произ¬вольными, совершенствуются рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка становится преобладание мотива "Я должен" над моти¬вом "Я хочу". Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобре¬тает типичные черты школьника только после того, как начнет учить¬ся в школе. В школе воплощены требования общества, существует система эталонов, одинаковых мер оценки. Теперь основной деятельно¬стью ребенка является учебная деятельность. Успешность обучения и поведения в школе означает чаще всего и благополучие отношений ребенка с родителями и со сверстниками. Учебная деятельность. Для школьного учителя основной про¬блемой яв-ляется формирование у ребенка учебной деятельности, умения учиться са-мому. Сама по себе учебная деятельность вклю¬чает учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные дей¬ствия и операции, контроль и оценку. Наиболее важным является выработка и упрочение познавательной мотивации у ребенка. Формирование учебно-познавательной мотивации у школьника тесно связано с содержанием и способами обучения. Учебная деятельность предъявляет требования ко всем сторонам психики ребенка. В младшем школьном возрасте большие измене¬ния происходят в познавательной сфере ребенка. 1. Непроизвольное восприятие дошкольника постепенно пре¬вращается в целенаправленное и произвольное восприятие — наблюдение. 2. Изменения в области памяти связаны с тем, что она также при-обретает ярко выраженный познавательный характер и становится произвольной. Ребенок начинает осознавать мнемическую задачу, идет интенсивное формирование приемов запоминания. 3. Мышление в младшем школьном возрасте начинает развивать¬ся по пути перехода его от образного мышления к словесно-логичес¬кому. Оно постепенно приобретает абстрактный и обобщен¬ный характер; перенастраивает и нацеливает восприятие, память и другие психические процессы на установление смысловых, логических связей и отношений. Учебная деятельность способствует и формированию основных психических новообразований младшего школьника: 1) произвольность поведения и всех психических процессов, их осознанность и "интеллектуализация"; 2) развитие рефлексии с пониманием и осознанием собственных измене-ний. Произвольность в поведении характеризуется умением само¬стоятельно ставить цели действий, находить доступные средства их достижений и пре-одолевать возможные препятствия. С произ¬вольностью в поведенческом плане связано внутреннее планиро¬вание действий, понимаемое как способ-ность действовать в уме. Развитие внутреннего плана действий проходит ряд этапов, отра¬жающих постепенный "переход" в него внешних действий и опе¬раций (интериоризация). У ребенка также постепенно пробуждается активный интерес и к своему внутреннему миру, собственным мыслям и переживани¬ям. Рефлексия явля-ется необходимым условием для самосовер¬шенствования личности путем самовоспитания. Сама учебная дея¬тельность требует рефлексии, оценки собственных изменений. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Адаптация ребенка к школе. Дети не одинаково "вживаются" в новые для них условия школь¬ной жизни. Главными моментами, влияющими на социально-психо¬логическую адаптацию в школе, являются следующие: 1) адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготов¬ка и другие; 2) адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения соци-ального статуса, взаимоотношений со сверстниками; 3) трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотно¬шений со школьным учителем; 4) трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке — изменения отношения родителей к ребен¬ку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чув¬ству ответственности.
Итак, младший школьный возраст — начало школьной жизни. Всту¬пая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается тео¬ретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обуче¬ния. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успеш¬ная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать цент¬ральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноцен¬ности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.