ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я – гражданин» составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст47; п.1 ч.1 ст. 48
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011г. №2357);
- Примерной основной образовательной программы учреждения.
Начальная школа. 4-е издание, переработанное. М. изд. «Просвещение». 2012;
- Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников –
М.: Просвещение, 2009.
- на основе программы «Я гражданин России» ( автор Федченко Ю.М.)
Локальные акты образовательного учреждения:
- Устав МБОУ «Щетиновская СОШ»;
- ОПП НОО МБОУ «Щетиновская СОШ»;
- Учебный план школы на 2015 – 2016 учебный год
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Общая характеристика предмета
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин ” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Описание места программы
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в соответствии с учебным планом МБОУ «Щетиновская СОШ», на изучение курса в 1 классе отводится 66 часов (2 часа в неделю)
Ценностные ориентиры содержания программы:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Результаты освоения программы
Личностные
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
· Формирован еморального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
· Формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общий годовой план работы составляет -66ч, из них: теоретических -24, практических -42
1.“Я и я”(8ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать. Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Мои привычки.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(12ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(12ч) – формирование отношения к искусству.
Мои любимые праздники. Я иду в гости. Я приглашаю гостей. Подарки друзьям. Стихи о зиме. Детские писатели. Сказочный художник В.Васнецов.
Зимние зарисовки .Раз снежинка, два снежинка…
Откуда пришли елочные игрушки. Ёлочные украшения своими руками. Здравствуй, Новый год!
Конкурсы поделок.
4.“Я и школа” (12 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Обязанности ученика в школе. Мой класс – моя семья. Наша школа в будущем. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. В гости к нам портфель пришел. Каждой вещи своё место.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(15ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Наша страна – Россия. С чего начинается Родина? Знакомство с символами Российского государства. Конституция – основной закон жизни страны. Флаг России.
Посёлок, в котором я живу. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(7ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. Что такое лето? Правила поведения летом. Правила поведения в природе.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
(2 раза в неделю – 66 часов)
№ п/п
|
Тема раздела
|
Количество часов
|
-
|
“Я и я”
|
8
|
-
|
“Я и моя семья”
|
12
|
-
|
“Я и культура”
|
12
|
-
|
“Я и школа”
|
12
|
-
|
“Я и мое Отечество”
|
15
|
-
|
“Я и планета”
|
7
|
Итого:
|
66
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс «Я - гражданин» - (2 раза в неделю - 66ч)
№ п/п
|
Тема по программе.
|
Дата
|
По плану
|
Факт
|
Я и я ( 8 ч.)
|
-
|
Я, ты, мы..
|
01.09. –
04.09
|
|
-
|
Мой сосед по парте
|
|
-
|
Кто что любит делать.
|
07.09. –
11.09
|
|
-
|
Я – ученик.
|
|
-
|
Мой портфель.
|
14.09. –
18.09
|
|
-
|
Подумай о других
|
|
-
|
Игры на развитие произвольных процессов.
|
21.09. –
25.09
|
|
-
|
Мои привычки.
|
|
Я и моя семья (12 ч.)
|
-
|
Моя семья – моя радость.
|
28.09. –
02.10
|
|
-
|
Фотографии из семейного альбома.
|
|
-
|
Кто мои бабушка, дедушка?
|
05.10. –
09.10
|
|
-
|
В чем я должен им помочь?
|
|
-
|
Слушаем сказки моей бабушки
|
12.10. –
16.10
|
|
-
|
Моя красивая мама.
|
|
-
|
Загляните в мамины глаза.
|
19.10. –
23.10
|
|
-
|
Я помощник в своей семье.
|
|
-
|
Мои братья и сёстры
|
26.10. –
30.10
|
|
-
|
Об отце говорю с уважением.
|
|
-
|
Мама, папа, я – дружная семья.
|
09.11. –
13.11
|
|
-
|
Здесь живет моя семья
|
|
Я и культура (12 ч.)
|
-
|
Мои любимые праздники
|
16.11. –
20.11
|
|
-
|
Я иду в гости.
|
|
-
|
Я приглашаю гостей.
|
23.11. –
27.11
|
|
-
|
Подарки друзьям.
|
|
-
|
Стихи о зиме
|
30.11. –
04.12
|
|
-
|
Детские писатели
|
|
|
-
|
Сказочный художник В.Васнецов.
|
07.12. –
11.12
|
|
-
|
Зимние зарисовки
|
|
-
|
Раз снежинка, два снежинка…
|
14.12. –
18.12
|
|
-
|
Откуда пришли елочные игрушки.
|
|
-
|
Ёлочные украшения своими руками.
|
21.12. –
25.12
|
|
-
|
Здравствуй, Новый год!
|
|
Я и школа (12 ч.)
|
-
|
Мой школьный дом.
|
11.01. –
15.01
|
|
-
|
Правила поведения в школе.
|
|
-
|
Школа вежливости. Беседа.
|
18.01. –
22.01
|
|
-
|
Кто что любит и умеет делать. Викторина.
|
|
-
|
В гости к нам портфель пришел. Каждой вещи своё место.
|
25.01. –
29.01
|
|
-
|
Законы жизни в классе.
|
|
-
|
Антиреклама вредных привычек. Конкурс
рисунков.
|
01.02. –
05.02
|
|
-
|
Обязанности ученика в школе.
|
|
-
|
Мой класс – моя семья
|
08.02. –
12.02
|
|
-
|
Наша школа в будущем
|
|
-
|
Десант чистоты и порядка.
|
22.02. –
26.02
|
|
-
|
Самый красивый школьный двор.
|
|
Я и моё Отечество (15 ч.)
|
-
|
Наша страна – Россия.
|
29.02. –
04.03
|
|
-
|
С чего начинается Родина?
|
|
-
|
Знакомство с символами Российского государства.
|
07.03. –
11.03
|
|
-
|
Конституция – основной закон жизни страны.
|
|
-
|
Посёлок, в котором я живу.
|
14.03. –
18.03
|
|
-
|
Дорогая моя столица.
|
|
-
|
Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь.
|
30.03. –
01.04
|
|
-
|
История Отечества.
|
|
-
|
Путешествие по стране.
|
04.04. –
08.04
|
|
-
|
Кто хочет стать знатоком истории.
|
|
-
|
Мои права и обязанности.
|
11.04. –
15.04
|
|
-
|
Они защищают Родину.
|
|
-
|
Маленькие герои большой войны.
|
18.04. –
22.04
|
|
-
|
Поклон тебе, солдат России.
|
|
-
|
Моя малая Родина
|
25.04 -
|
|
Я и планета (7 ч.)
|
-
|
Планета просит помощи.
|
29.04.
|
|
-
|
Маленькая страна.
|
02.05. –
06.05
|
|
-
|
Мягкие лапки, а в лапках царапки
|
|
-
|
В гости к зеленой аптеке.
|
09.05. –
13.05
|
|
-
|
Что такое лето?
|
|
-
|
Правила поведения летом
|
16.05. –
20.05
|
|
-
|
Правила поведения в природе.
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
3. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
5. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
7. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
8. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
9. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2008.
10. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
11. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
12. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
13. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
14. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
15. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.Григорьев Д.В. 16. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
17. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Электронный ресурс
Внеурочная деятельность в начальной школе: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
|