Цели: Познакомить учащихся с правилами вежливости, вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома. Воспитывать стремление быть порядочными людьми. Знакомить с общечеловеческими нормами нравственности.
Действующие лица: Ведущий. Два инопланетянина. Чтецы. Двое детей. Автор. Маша. Папа. Мама. Сын.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Ведущий: Сегодня мы поговорим о таких качествах, как доброта и вежливость. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда добрые слова помогут утешить и успокоить. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости , мы отправимся сегодня в путешествие на планету Вежливости. Давайте поздороваемся с инопланетянами и спросим у них: действительно ли мы попали на планету Вежливости?
1-й инопланетянин: Добрый вечер, дорогие друзья. Вы на планете Вежливости. Добро пожаловать на нашу планету. Достопримечательностью нашей планеты является школа Вежливости для непослушных ребят.
Ведущий: А почему же на стене вашей школы висит лозунг «Долой вежливость» ?
2-й инопланетянин: Как почему? Недавно учёные открыли, что на свете есть непослушные ребята, которые делают всё наоборот. Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они сделают всё наоборот, и получится как раз правильно. Итак, давайте приступим к занятиям в нашей школе вежливости.
1-й инопланетянин: УРОК ПЕРВЫЙ
Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста» , «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет про тебя, Что ты болтун.
Ведущий: Вот это да! Неужели вежливых людей и впрямь считают болтунами?
Дети: Нет!
Ведущий: Конечно , нет, ведь ничто не ценится так дорого и не обходится нам так дёшево, как вежливость. Послушайте , какое стихотворение вам расскажет ______________________
Чтец: Это слово «Здравствуйте» - Лучшее из слов, Потому что « Здравствуйте» Значит будь здоров. Вечером простились, Встретились с утра, Значит слово «Здравствуйте» Говорить пора. Правило запомни, Знаешь – повтори: Взрослым слово «Здравствуйте» первым говори.
Ведущий: Вот какое замечательное стихотворение. Кто скажет, что означает слово «Здравствуйте»? А кто должен здороваться первым : старший или младший? А если вы встретились с другом, кто поздоровается первым?
СЦЕНКА
1-ый ребёнок: Отдай мне книжку, ну отдай…
2-ой ребёнок: Не отдам…..
Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему он не отдаёт книжку? Может, он что-то забыл сказать?
Дети: Второй ребёнок забыл сказать слово «пожалуйста»
Ведущий: Совершенно верно. Однако не всегда употребление вежливых слов может превратить некультурного человека в культурного. Посмотрите небольшую инсценировку по рассказу Леонида Каминского «Как Маша яблоко ела»
СЦЕНКА
Автор: Как-то раз , когда Маша была маленькой, папа угостил её яблоком. Яблоко было большое и красивое. Маша откусила кусочек, потом протянула его папа и сказала …
Маша: Папа, съешь сам это яблоко, оно внутри гнилое!
Папа: Как тебе не стыдно, так говорят только невежливые люди!
Автор: Тогда Маша подумала и сказала…
Маша: Папа, съешь, пожалуйста, сам это яблоко, оно внутри гнилое.
Автор: Сейчас Маша уже большая и ходит в школу. И теперь она знает, что нельзя предлагать другим то, что не нравится тебе самому. А кто так поступает, считается некультурным человеком. Даже если он говорит вежливые слова.
Ведущий: Ребята, как вы расцениваете поступок Маши? Почему даже после того, как девочка произнесла волшебное слово «пожалуйста», её поступок нельзя назвать культурным? Ребята, а какие волшебные слова , кроме «пожалуйста» вы знаете?
СЦЕНКА
1-ый ребёнок: Кому сказал , отдай книжку!
2-ой ребёнок: Не отдам.
1-ый : Ах, так! Тогда получай! ( Толкает и ударяет его. Тот падает и плачет.) Ха-ха-ха! ( отнимает книжку и уходит)
2 й инопланетянин: УРОК ВТОРОЙ
Бей друзей без передышки Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. А могучими руками Ты, когда придут враги, Сможешь в трудную минуту Защитить своих друзей.
1-ый инопланетянин:
Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит , лёжа в луже: Ты ничуть не огорчён. Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей.
Ведущий: Ребята . вы согласны с инопланетянами? Можно ли обижать своих друзей? А как нужно вести себя, если рядом кто-то плачет?
Чтец: Если плачет кто-то рядом, Если слёзы льются градом, Вы спросите: « Почему?» Это, дети , сделать надо: Плохо плакать одному.
Ведущий: Ребята, а кого особенно обижать нельзя?
Дети: Девочек.
Ведущий: Мальчики, не обижайте девочек, лучше посмотрите, какие они у нас красивые. Давайте нашим девочкам скажем что-нибудь приятное. КОНКУРС КОМПЛИМЕНТОВ. С Ц Е Н К А 1-ый ребёнок: Петя, поделись со мной конфеткой , пожалуйста. Пожалуйста, я тебя очень прошу.
2-й ребёнок : Ни за что, я её лучше сам съем.
2 –ой инопланетянин : УРОК ТРЕТИЙ
Если ты пришел на Ёлку, Свой подарок требуй сразу. Да гляди, чтоб ни конфетки Не зажилил Дед Мороз. И не вздумай беззаботно Приносить домой остатки: Как наскочат папа с мамой , - Половину отберут.
Ведущий: Ребята, будем ли мы следовать этому совету? Могут ли вежливые люди быть жадными? Вежливый человек должен быть добрым, щедрым, бескорыстным. Но и этого не достаточно. Вежливые люди следят за тем, как они выглядят, следят за своими привычками.
1-ый инопланетянин: УРОК ЧЕТВЁРТЫЙ
Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо. Это глупое занятье не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо. Так зачем же тратить силы, Время попусту терять? Нет приятнее занятья, Чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно: Что там спрятано внутри? А кому смотреть противно, Тот пускай и не глядит: Мы же в нос к нему не лезем, Пусть и он не пристаёт!
Ведущий: Фу, какие неприятные вещи ты говоришь, инопланетянин Наши ребята ведут себя по-другому .
Чтец: Моем шею, моем уши, Вытираемся посуше. Чистота всего дороже, Мы и зубы чистим тоже. Ох, и ароматная Эта паста мятная! Вот уж паста на щетинках, А во рту: как будто льдинка. Ну-ка щетка потрудись, Пробегись-ка сверху вниз: В левый бок и в правый бок Чисти вдоль и поперёк! Вот так зубы! Вот так зубы! Верхние и нижние, Дальние и ближние. Вся компания блестит: Просто глаз не отвести!
Ведущий: Вот видишь, какие у нас аккуратные ребята.
Инопланетянин: Да, да. Но не нужно отвлекаться. УРОК ПЯТЫЙ
Если ты в своём кармане Ни копейки не нашел, Загляни в карман к соседу: Очевидно, деньги там!
Ведущий: Инопланетянин, ты, видимо, хочешь запутать наших ребят, но это тебе не удастся. Наши ребята чужого не возьмут, потому что они хорошо воспитаны. Правда, ребята? Вы хорошо воспитаны?
ИГРА « ЭТО Я…»
Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым Утром» скажет твёрдо? Кто из вас, скажите ,братцы, Забывает умываться? У кого из вас в порядке Сумка, книжки и тетрадки? Кто из вас молчит. как рыба, Вместо доброго «спасибо»? Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает? Кто дома маме помогает? Кто сестрёнку обижает? Пожилых кто уважает? А места кто уступает?
Инопланетянин: Да. я вижу, ваши ребята хорошо воспитаны.
Ведущий: Наши ребята хорошо понимают: стать вежливым нелегко. но это очень важно и в дальнейшем пригодится.
С Ц Е Н К А
Мама: Миша. вставай, в школу пора. Сын: Ну. мам. отстань. Дай поспать. Мама: Вставай. а то опоздаешь! Сын: Ох! Опять в школу! Мам! Где мои носки? Я не помню. куда вечером их бросил. Мама: Иди завтракать! Всё готово. Сын : Опять каша! Я не хочу. Мама. дай на чипсы. Ну. я пошел.
Ведущий: Какие вежливые слова забыл сказать мальчик маме?
Дети называют.
Завершаем наше путешествие стихотворением С. Маршака.
Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В автобус вы поможете Взобраться инвалиду.
И. ежели. вы вежливы То , сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать. как две сороки.
И. ежели вы вежливы, То в разговоре с тётей И с бабушкой, и с дедушкой Вы их не перебьёте.
И , ежели вы вежливы. Поможете вы маме, И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами.
И, ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея.