Пятница, 10.05.2024, 05:49

    

Сайт Жигаревой Ольги Сергеевны   "ШКОЛЬНЫЕ ДНИ"

Главная Мой профиль Выход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · RSS
фестиваль
Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Календарь
Фраза дня
Православные праздники
Православные праздники
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    Сейчас на сайте
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика
    Погода
     Каталог файлов
    Главная » Файлы » Воспитательные мероприятия » Мероприятия в ГПД

    Иван Иванович Шишкин - лесной художник
    [ Скачать с сервера (577.6 Kb) ] 30.09.2018, 11:10

    Занятие по внеурочной деятельности
    в начальной школе
    И. И. Шишкин – лесной художник

    Цели. Познакомить детей с жизнью и творчеством И.И. Шишкина,
    развивать художественное восприятие произведений искусства,
    учить высказывать свои впечатления о картине, развивать интерес
    к живописи, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    ПЛАН
    1. Вступительное слово учителя.
    2. Краткая биография художника. Сообщение учащегося.
    3. Знакомство с картиной «Рожь».
    4. Знакомство с картиной «Корабельная роща»
    5. Сказка о лесном художнике . Картина «Утро в сосновом лесу»
    6. Описание картины «Утро в сосновом лесу»
    7. Заключение.
    1.Вступительное слово учителя.
    Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит как Шишкин. Больше всего на свете любил он изображать леса, реки , деревья… Всё это называется «Пейзаж».И почти всегда на его картинах светило яркое солнце , сияло голубое небо , зеленела трава. Любил он , чтобы всё было красивое, сильное…
    И сам он был такой- широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой , с большими , сильными руками .Кажется, этими руками только топор держать , а он возьмёт карандашик, да станет листочки, корешки да веточки вырисовывать -глаз не оторвать! В его родном краю природа была красивой. Глухие сосновые леса таяли множество чудес. В лесах текут прозрачные холодные ручьи. В глухих чащобах земля была покрыта коврами мха, словно кружево заплелись диковинные травы. Художник любил русскую природу и решил в своих картинах поведать её людям.

    2. Краткая биография художника. Сообщение учащегося.
    Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И.В.Шишкин был человеком разносторонних знаний. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.
    В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом.
    К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу - в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением.
    Ко времени окончания в самом начале 1856 года училища творческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе 1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он прожил до конца своих дней.
    В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки, исполненные летом в Дубках.
    Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями.
    Этюд "Сосна на Валааме" - один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали - дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры.
    Окончив Академию с Большой золотой медалью в 1860 году, Шишкин получает право на поездку за границу в качестве пенсионера.
    Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины "Рубка леса" (1867).
    Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника.
    Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Картина "Полдень. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей - сумму, предложенную Третьяковым.
    В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин, из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
    В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей. Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880), "Заповедник. Сосновый бор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "В сосновом лесу" (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой.

    На рубеже восьмидесятых - девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
    В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления, идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) - полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.
    Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) - как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.
    8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство".

    3. Знакомство с картиной «Рожь». Дети рассматривают картину.
    • Что изображено на картине?
    • Что в ней самое главное?
    • Какое настроение вызывает картина?
    • Как бы вы назвали картину?
    Дети по очереди высказываются. ( Каждый ребёнок видит по-своему , поэтому желательго выслушать всех)

    Сообщение учащегося о картине «Рожь»
    Картина была написана художником в 1878 году. Это одно из лучших его произведений , ставших хрестоматийной картиной. Художник изобразил широкие просторы ржаного поля. Насколько хватает глаз, до самого горизонта, раскинулось золотое, волнующееся от ветра, море поспевающих колосьев. Плотной стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Над полем ржи высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное богатство. Сосны уходят в глубину до самого горизонта.
    Летний зной предвещает грозу. От долгой жары небо стало бесцветным, из-за горизонта плывут грозовые тучи.
    На переднем плане картины: дорога, покрытая пылью, над ней проносятся ласточки , тучные спелые колосья, голубеющие во ржи васильки.
    Картина «Рожь» - это обобщённый образ Родины, гимн плодородию и величественной красоте русской земли.
    Зреет рожь над жаркой нивой,
    И от нивы и до нивы
    Гонит ветер прихотливый
    Золотые переливы. (А. А. Фет)

    4.Знакомство с картиной «Корабельная роща»
    Дети рассматривают картину. Затем каждый высказывается о том, что он видит на картине.

    Сообщение учащегося о картине «Корабельная роща».
    Картина «Корабельная роща была написана в 1898 году. Это последнее произведение художника. Русский человек, глядя на это полотно, испытывает чувство гордости за величие своей Родины. В эту картину Иван Шишкин вложил весь свой опыт, все знания, накопленные за долгую творческую жизнь.
    Непроходимые дебри уральских лесов. Горит на солнце корабельная роща. Стволы сосен, их хвоя , берег лесного ручья купаются в золотых розоватых лучах.
    Художник проникновенно передал тишину леса. Это состояние покоя подчёркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. Ни души вокруг, ни тропинки. Как на часах стоят вековые сосны, охраняя лесной покой. Громадные в несколько обхватов стволы деревьев.
    «Корабельная роща» - лебединая песня художника. В ней он воспел Россию с её могучими лесами, хрустальными водами, смолистым воздухом, голубым небом, ясным солнцем.
    5.Знакомство с картиной «Утро в сосновом лесу»
    Ведущий: Пожалуй самой известной и знакомой всем с детства является картина «Утро в сосновом лесу» Прежде, чем рассмотреть эту картину, посмотрим СКАЗКУ О ЛЕСНОМ ХУДОЖНИКЕ, которую покажут наши ребята.
    СКАЗКА О ЛЕСНОМ ХУДОЖНИКЕ (инсценировка)
    Действующие лица:
    Автор
    Художник Шишкин
    Медведица
    Действие происходит в глухом лесу.
    Автор: Вот пошёл однажды Шишкин в лес посмотреть на всякие маленькие и большие чудеса: на деревья-великаны, цветы да разных лесных обитателей. То мухомор уж больно красивый нарисует, то ствол еловый весь мохом заросший, то травку какую-нибудь кудрявую углядит, и сразу на карандаш. Шёл – шёл и не заметил, как забрёл в глухую непролазную чащу. Видит впереди просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел. Кувыркаются на поваленных стволах три медвежонка. Стоит художник любуется, и вдруг…
    Медведица подходит сзади и хлопает его по плечу: Это ты чей же будешь? Как звать величать прикажешь?
    Шишкин (шепчет): Ив-ван Ив-ванович…
    Медведица: Ну а меня Марья Михайловна зовут. Я, братец, тебя уж давненько знаю. Сколько раз видала, как ты наш лес, цветы, деревья на бумагу переносишь, и они у тебя как живые. Человек ты, видать, не злой, а то я бы тебя к своим медвежатам и на сто шагов не подпустила. Не как другие по лесу ходишь, костров не жжешь, мелкой ветки зря не сломаешь. Не иначе ты тоже наш лесной будешь?
    Шишкин: Ну лесной , не лесной, а лес люблю.
    Медведица: И чей же ты сын? Кто твой батюшка?
    Шишкин: Купец он из Елабуги.
    Медведица: А-а-а. Знаю я те места. А чего же ты-то сам в купцы не подался?
    Шишкин: Да не вышел из меня купец. Не торговый я знать человек. Все меня обманывали. Батюшка смотрел – смотрел, да и махнул на меня рукой. И поехал я в Москву на художника учиться.
    Медведица: А долго ли по этой части учиться надо?
    Шишкин: До-о-олго. Да не все, кто учится, потом художниками настоящими становятся.
    Медведица: А в других-то краях ты бывал?
    Шишкин: Бывал, как же. В разных странах чего только не повидал. А такого простора да красоты, как у нас, нигде не нашел.
    Автор: И уж совсем хотел была ввернуть, что его недавно в газете «царём леса» назвали, но вовремя язык прикусил. Брякнешь этак при медведице – греха не оберёшься – небось она сама себя лесной царицей считает.
    Медведица: Ну что, хороши у меня детки?
    Шишкин: Куда уж лучше.
    Медведица: Вот и я говорю, таких медвежат на всём свете не сыщешь. Слышь-ко Иван Иванович, нарисуй мне на память моих детушек. Уж больно быстро растут – не успеешь оглянуться , а их уже и след простыл, взрослыми медведями стали, в лес ушли. Нарисуй, а?
    Шишкин (испуганно): Да не умею я людей и зверюшек рисовать. Вот честное слова, не умею!
    Медведица (сердито): Ты мне тут голову пустыми словами не забивай! Умеешь рисовать, так не скромничай! А то я тебя сейчас как ударю – из тебя и дух вон!
    Шишкин: Да вель у меня тут ничего кроме карандаша нет. А у медвежат твоих , смотри, глазки чёрные, шерстка бурая, язычки розовые. Хочется, чтобы и деревья зеленые были, чтобы солнышко золотилось. Карандашом так не сделаешь. Отпусти меня домой , там у меня краски разноцветные есть. Я большую картину напишу, и тебя туда с детками вставлю.
    Медведица: И все меня с детишками увидят?
    Шишкин: Ну конечно!
    Медведица: А мне-то всё равно ничего на память не останется.
    Шишкин: Зато эту картину много людей увидят. Улыбнутся на твоих детушек, а там, может, и не выстрелят лишний раз в лесу, пожалеют вас, лесных жителей.
    Медведица: Ишь ты! А не обманешь? Не привыкла я людям доверять.
    Шишкин: Честное человеческое слово.
    Медведица: Ну ступай.
    Автор: Обрадовался Шишкин, но виду не показал. А как домой вернулся, стал думать, что же теперь делать, нехорошо ведь честное слово нарушать, даже если дал его лесному зверю. И начал художник новую картину писать. Большущий холст взял и всё, что в тот день видел изобразил: и лес дремучий, и сосновые стволы с корнями вывернутые. Всё как живое вышло. Но медвежата не получаются. Что-то похожее выходит, вроде игрушечных плюшевых мишек, да и Марью Михайловну не запомнил со страху.
    Пришёл тут в гости к Шишкину его друг, художник Савицкий Константин Аполлонович. Увидел, как Шишкин бьётся-мучается, да решил другу помочь.
    «Я, - говорит, - тебе этих медведей за милую душу нарисую, и никакая Марья Михайловна в жизни не догадается. Медвежат у неё каждый год по двое, по трое. Растут быстро, она их не больно-то и помнит. Главное, чтобы медведи как живые вышли.» Сказано – сделано. Получилась картина на славу.
    И картина эта , что Шишкин с Савицким написали, знаменитая стала. Все её видели. Вот какая слава Шишкину да Марье Михайловне выпала!
    6 . Заключение.
    Давайте ответим на вопросы:
    • Как художник относился к лесу?
    • Как он вел себя в лесу?
    • Какой лес оставил нам художник в наследство?
    • Все вы часто бываете в лесу. Особенно во время летних каникул. Подумайте, как вы будете вести себя в лесу, чтобы сохранить и сберечь богатство русского леса?
    Шумят на картинах И.И. Шишкина сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит – залюбуется. Мы смотрим на картины великого художника и будто слышим его слова : «Оглянитесь, посмотрите вокруг, как удивительно красива и богата родная природа. Любите и берегите её!»

    Категория: Мероприятия в ГПД | Добавил: OL@A
    Просмотров: 292 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Жигарева Ольга Сергеевна © 2024
    НОВОСТИ
    Живой календарь
    Праздники сегодня
    Праздники сегодня
    Полезные сайты
    Учительский портал УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов Каталог сайтов Продленка Банк Интернет-портфолио учителей Белый каталог сайтов Методсовет

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Банк Интернет-портфолио учителей
    КОНКУРСЫ
    Поделиться
    /.s/t/121/2.gif