Понедельник, 13.05.2024, 22:09

    

Сайт Жигаревой Ольги Сергеевны   "ШКОЛЬНЫЕ ДНИ"

Главная Мой профиль Выход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · RSS
фестиваль
Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Календарь
Фраза дня
Православные праздники
Православные праздники
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    Сейчас на сайте
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика
    Погода
     Каталог файлов
    Главная » Файлы » Внеурочная деятельность

    Программа внеурочной деятельности "Юный эколог" 2 класс
    06.11.2015, 18:30

     

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Программа кружка «Юный эколог» составлена в соответствии с требованиями:

    - Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст47; п.1 ч.1 ст. 48

    - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011г. №2357);

    - Примерной основной образовательной программы учреждения.

    Начальная школа. 4-е издание, переработанное. М. изд. «Просвещение». 2012;

                    - Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников –   

                     М.: Просвещение,

                   - На основе программы «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова,

                       Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева

          

                      Локальные акты образовательного учреждения:

                    - Устав МБОУ «Щетиновская СОШ»;

                    - ОПП НОО МБОУ «Щетиновская СОШ»;

                    - Учебный план школы на 2015 – 2016 учебный год

     

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

    Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

     

    Общая характеристика курса.

    «Юный эколог» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

    Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.

    Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.

    Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.

    Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.

     

    Описание места программы

    Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности социального направления в соответствии с учебным планом МБОУ «Щетиновская СОШ», на изучение курса во 2 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)

     

    Ценностные ориентиры содержания занятий.

    Содержание программы курса «Моя первая экология» направлено на:

     

    -развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

     

    -формирование представлений о природе как универсальной ценности;

     

    -изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

     

    -развитие умений, связанных с изучением окружающей среды.

     

    Планируемые результаты освоения программы

    Предметные результаты:

    - интерес к познанию мира природы;

    - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

    - осознание места и роли человека в биосфере;

    - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

    Личностные результаты:

    - принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

    - развитие морально-этического сознания;

    - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

    ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Метапредметные результаты:

    - овладение начальными формами исследовательской деятельности;

    - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

    - опыт социальной и межкультурной коммуникации;

    - формирование коммуникативных навыков.

     

     

    Содержание программы

    Что такое экология (11ч.).

    Мы – жители планеты Земля Планета Земля в Солнечной системе.

    Моя малая Родина. Что такое экология? Экология и мы. Что такое окружающая среда и окружающая природа? Организм и окружающая среда. Краски осени в моей деревне.

    Место человека в мире природы. Первые уроки экологической этики. Какие экологические правила я выполняю?

     

    Неживое в природе (12ч.).

    Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Свет в доме.

     Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды.

    Предсказание погоды по народным приметам. Кислотные дожди. Почему нельзя?

    Времена года в неживой природе.. Диалог с неживой природой.

     

    Вода – источник жизни (11 ч)

    Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека?  Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

     

    Солнце и свет в нашей жизни (9ч.)

    Солнце, Луна, звёзды – источники света Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света. Отношение к свету и теплу различных животных.

    Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

    Электрический свет и тепло в моём доме. Откуда приходит свет и тепло в мой дом

    Телевизор в моём доме. Сколько стоят свет и тепло.

     

    Живое в природе (13ч.).

    Практикум «Хлебные крошки».

    Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни.

    Экологические связи неживой и живой природы.

    Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.

    Растения рядом. Животные в моём доме

    Растение – живой организм.

    Будем понимать и любить растения!  Растительный мир области.

    Животный мир области.

    Исчезающие растения и животные родного края.

     

    Береги природу родного края (12ч)

    Мы – за экологические поступки. Угадай экологический знак.

    Экологические памятки. Чтобы было чисто. Конкурс рисунков «Край родной»

    Природа в творчестве жудожников. Природа в творчестве поэтов

    Экология и моё здоровье. Экологическая семья. Обобщение проделанной экологической работы за год. Экологические рекомендации на летние каникулы.

     

     

     

     

    Тематическое планирование

     

     

    Тема раздела

    Кол-во

    часов

    1

    Что такое экология

    11

    2

    Неживое в природе

    12

    3

    Вода – источник жизни

    11

    4

    Солнце и свет в нашей жизни

    9

    5

    Живое в природе

    13

    6

    Береги природу родного края

    12

     

    Всего

    68

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Календарно-тематическое планирование

    «Юный Эколог»

    № за-

    нятия

                             Тема занятия

    Дата

    план

    Дата

    факт

     

    Что такое экология  (11ч.)

     

    1

    Мы – жители планеты Земля

    01.09. –

    04.09

     

     

    2

    Планета Земля в Солнечной системе.

     

     

    3

    Моя малая Родина

    07.09. –

    11.09

     

     

    4

    Краски осени в моей деревне

     

     

    5

    Что такое экология?

    14.09. –

    18.09

     

     

    6

    Экология и мы

     

     

    7

    Что такое окружающая среда и окружающая природа?

    21.09. –

    25.09

     

     

    8

    Организм и окружающая среда

     

     

    9

    Место человека в мире природы

    28.09. –

    02.10

    .

     

    10

    Первые уроки экологической этики.

     

     

    11

    Какие экологические правила я выполняю?

    05.10. –

     

     

     

    Неживое в природе  (12ч.)

     

    12

    Неживая природа

    09.10

     

     

    13

    Солнце – источник тепла и света

    12.10. –

    16.10

     

     

    14

    Свет в доме

     

     

    15

    Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы.

    19.10. –

    23.10

     

     

    16

    Погода. Климат

     

     

    17

    Прогноз погоды

    26.10. –

    30.10

     

     

    18

    Предсказание погоды по народным приметам.

     

     

    19

    Кислотные дожди

    09.11. –

    13.11

     

     

    20

    Почему нельзя?

     

     

    21

    Времена года в неживой природе.

    16.11. –

    20.11

     

     

    22

    Моё любимое время года

     

     

    23

    Диалог с неживой природой

    23.11. –

     

     

     

    Вода – источник жизни (11 ч.)

     

    24

    Вода в моём доме и в природе

    27.11

     

     

    25

    Стихи, рассказы о воде и природе

    30.11. –

    04.12

     

     

    26

    Водоёмы

     

     

    27

    Зима  в нашем селе

     

    07.12. –

    11.12

     

     

    28

    Экскурсия в лес

     

     

    29

    Вода в жизни растений

    14.12. –

    18.12

     

     

    30

    Вода в жизни животного мира

     

     

    31

    Вода и здоровье человека

    21.12. –

    25.12

     

     

    32

    Личная гигиена

     

     

    33

    Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

    11.01. –

    15.01

     

     

    34

    Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

     

     

    Солнце и свет в нашей жизни (9 ч.)

     

    35

    Солнце, Луна, звёзды – источники света

    18.01. –

    22.01

     

     

    36

    Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

     

     

    37

    Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

    25.01. –

    29.01

     

     

    38

    Отношение к свету и теплу различных животных

     

     

    39

    Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

    01.02. –

    05.02

     

     

    40

    Электрический свет и тепло в моём доме

     

     

    41

    Откуда приходит свет и тепло в мой дом

    08.02. –

    12.02

     

     

    42

    Телевизор в моём доме

     

     

    43

    Сколько стоят свет и тепло

    22.02. –

     

     

     

    Живое в природе  (13ч.).

     

     

    44

    Практикум «Хлебные крошки»

    26.02

     

     

    45

    Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни

    29.02. –

    04.03

     

     

    46

    Экологические связи неживой и живой природы

     

     

    47

    Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных

    07.03. –

    11.03

     

     

    48

    Чистый воздух.

     

     

    49

    Растения рядом

    14.03. –

    18.03

     

     

    50

    Животные в моём доме

     

     

    51

    Уход за домашними питомцами

    30.03. –

    01.04

     

     

    52

    Уход за комнатными растениями

     

     

    53

    Будем понимать и любить живую природу!!

    04.04. –

    08.04

     

     

    54

    Растительный мир области

     

     

    55

    Животный мир области

    11.04. –

    15.04

     

     

    56

    Исчезающие растения и животные родного края

     

     

    Береги природу родного края ( 11 ч.)

     

    57

    Мы – за экологические поступки

    18.04. –

    22.04

     

     

    58

    Создание экологических знаков

     

     

    59

    Угадай экологический знак

    25.04 –

    29.04.

     

     

    60

    Экологические памятки

     

     

    61

    Чтобы было чисто

    02.05. –

    06.05

     

     

    62

    Конкурс рисунков «Край родной»

     

     

    63

    Природа в творчестве жудожников

     

    09.05. –

    13.05

     

     

    64

    Природа в творчестве поэтов

     

     

    65

    Экология и моё здоровье

     

    16.05. –

    20.05

     

     

    66

    Экологическая семья

     

     

    67

    Обобщение проделанной экологической работы за год

    22.05. –

    26.05

     

     

    68

    Экологические рекомендации на летние каникулы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

    1.               Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

    2.               Безруков, А. Занимательная география  Текст  /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

    4.               Времена года. Православный календарь.  Текст  - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.

    5.               Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

    6.               Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

    7.               Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

    8.               Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

    9.               Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли»  Текст  /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.

    10.          Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.  Текст  / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.

    11.          Клёнов, А. Малышам о минералах  Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.

    12.          Крылов, Г. Растения здоровья  Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география  Текст  / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.

    13.          Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению  Текст  / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.

    14.          Мытарев, А. А. Наш край родной  Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.

    15.          Моисеев, В. Земля Кузнецкая   Текст /В. Моисеев. – Кемерово, 1986                   Мир и человек  Атлас. – М.,1987.

    16.          Моисеев, В. Наедине с природой  Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.

    17.          Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3  Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.

    18.          Моложавенко, В. С. Тайна красоты  Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

    19.          Попов, А. Траволечебник  Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.

    20.          Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

    21.          Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

    22.          Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

    23.          Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география  Текст  /  О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.

    24.          Смирнова, Н. П. По материкам и океанам  Текст  / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.

    27.          Сухарев, Ю. Ф. Природоведение  Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.

    28.          Сосновский, И. П. Уголок природы в школе  Текст  / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.

    29.          Симаков, Ю. Г. Живые приборы  Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.

    30.          Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь  Текст  / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.

    31.          Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа  Текст  / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.

    32.          Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

    33.          Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

    34.          Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

    35.          Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

    36.          Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

    37.          Юный натуралист: журнал. – 1988

     

     

     

    Категория: Внеурочная деятельность | Добавил: OL@A | Теги: внеурочная деятельность, программа, экологическая направленность
    Просмотров: 1177 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Жигарева Ольга Сергеевна © 2024
    НОВОСТИ
    Живой календарь
    Праздники сегодня
    Праздники сегодня
    Полезные сайты
    Учительский портал УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов Каталог сайтов Продленка Банк Интернет-портфолио учителей Белый каталог сайтов Методсовет

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Банк Интернет-портфолио учителей
    КОНКУРСЫ
    Поделиться
    /.s/t/121/2.gif